Как я начала этим безобразием заниматься. Вдруг кому-то интересно будет...
Первым толчком, конечно, была "проба сил" на форуме КВ. Хотя я и до того любила ручками поработать, но в процессе общения на форуме появилась уверенность в собственных силах, интерес, желание развить это всё во что-то более серьёзное.
Но вообще-то я собиралась заниматься фьюзингом.
Откладывала стартовый капитал, читала литературу, собирала информацию в Интернете, съездила на выставку стекла в Экспо-центре. Присмотрела мастер-класс в Москве и уже почти собралась туда съездить, но вдруг...
Несколько раз в процессе поиска информации натыкалась на упоминания о лэмпворке, восхищалась замечательными стеклянными цветами небезызвестной фирмы из Тольятти, а потом стала рассматривать бижутерию – и пропала. Восхитительные формы, игра цветов, бесконечная фантазия и невероятные возможности стекла – всё это меня заворожило. Однажды мне встретилось объявление о проведении мастер-класса по лэмпворку и я тут же записалась на ближайшую неделю. Так я оказалась в студии на Тверской.
За ту неделю, что я ожидала занятий, я перерыла кучу информации, пересмотрела множество доступных в Интернете мастер-классов, изучила всё, что нашла о стартовых наборах для лэмпворкеров, о горелках, о стеклах – и уже твердо решила, что заниматься я этим буду. А когда приехала в потрясающую мастерскую Лены Раппопорт и сама села за горелку – убедилась, что решение правильное. Тем более что учителя у меня оказались интересные и очень разные, все невероятно щедро делились знаниями.
К концу занятий у меня уже появилось желание пусть свернуть горы, но оборудовать себе рабочее место и начать творить чудеса своими руками.
Я так боялась, что у меня что-нибудь не получится! Что не найдется места, что не получится купить оборудование в России – все таки лэмпворк ещё не так сильно развит у нас. Но всё получилось.
Стартовые затраты оказались больше, чем я предполагала до мастер-классов, главным образом потому, что я практически сразу отказалась от мысли работать на Хот-Хэде. У меня и так основная работа очень вредная, добровольно гробить здоровье показалось неразумным. Зато рабочее место я получила бесплатно, мой замечательный начальник, привыкший к тому, что у его подчиненной шило в одном месте, выделил мне уголок в промышленной зоне.
Десять дней я ждала, пока мне привезут горелку и концентратор, установят вытяжку – а тем временем закупила 5 кг стекла и кучу всяких вспомогательных приспособлений. Окружающие относились по-разному. Кое-кто называл меня авантюристкой, кое-кто добродушно подшучивал, кое-кто предрекал, что я потеряю кучу денег и ничего у меня не выйдет, потому что в кризис никому не нужны украшения. Я в ответ говорила, что деньги я потерять готова, они для того и откладывались, да и не такая уж это сногсшибательная сумма. Ну, шмоток можно было бы на них накупить – и что? А если даже не получится сделать лэмпворк своим бизнесом, у меня будет совершенно потрясающее, увлекательное хобби. По-настоящему меня поддержали только муж и дочка. Впрочем, это главное, не так ли?
Наконец оборудование было установлено, куча стеклянных палочек (мне казалось, что у меня такоооое огромное количество стекла, что у меня практически вся палитра))) разложена по местам, я зажгла горелку и...
Было страшно.
Я не боялась обжечься, не боялась что-нибудь испортить – я в себе уверена. А вот чего я всерьёз боялась – это пропановых баллонов. Малейший запах газа, а он всё-таки иногда возникает, вгоняет меня в панику. Всё-таки мне оказали любезность, предоставив рабочее место, я не могу подставлять начальника. В первые дни я даже с утра смотрела на окна своей рабочей комнатки – не сгорело ли там всё за ночь? Хорошо, что один из моих коллег работает с газовым оборудованием, причем не только с пропаном, но и с гораздо более опасными газами. Так что он и успокоить меня смог, и баллоны менять научил. В общем, мне везет.
Теперь о приятном.
Я многое узнала и перепробовала за эти два месяца, хотя, наверное, опытный лэмпворкер посмеется над моим «богатым опытом». Теперь я знаю, что пять килограмм стекла – это очень мало, цветов не хватает, не всегда находятся нужные оттенки. Зато я уже попробовала смешивать свои цвета, это очень интересно. Особенно мне понравилось, что можно чуть-чуть «недомешать» стекло, получаются очень красивые разводы на бусине.
Я пробовала сделать собственные фритты - и в стакане с водой и в кофемолке. Последнее рекомендую только настоящим экстремалам и тем, кому очень-очень нужны мелкие-мелкие фритты. Потому что кофемолка мелет стекло практически в пыль, при этом пыль долго не оседает, страшно открывать крышку. Вылетает облаком – а ведь вряд ли полезно дышать стеклянной пылью.
Я уже выдула первые шарды с помощью куска топливной трубки от жигулей. И украсила ими свои бусины.
Мне очень понравилось работать с прессом. Я делала твисти и муррини.
Я попробовала сделать кошку, лягушку, рыбку, черепашку – и у меня получилось, пусть не шедевры, но всё-таки... оказывается, не Боги горшки обжигают. Вообще я пока множество идей таскаю из Интернета.
Я осознала на собственном опыте то, что говорили мне с первого дня: бесполезно торопиться, перегревать бусину, слишком быстро вращать мандрель. Можно всё испортить. А я по натуре человек нетерпеливый и порывистый. Так хочется поскорее сделать очередную бусину!
Оказалось, что многие синие цвета очень легко горят, наверное, из-за меди в составе. И черный тоже. А прозрачные – очень легко мутнеют, и это бывает так обидно!
Я обнаружила, что даже в стандартной палитре Ветрофонда и Моретти есть очень интересные стекла, дающие красивые реакции. Забавно, когда натыкаешься на такие реакции случайно, и остывшая бусина оказывается совсем не такой, как предполагалось. И ещё очень трудно дождаться утра, чтобы достать из одеяла бусинки и посмотреть, что получилось вчера. Придя на работу, я с трудом дожидаюсь первой свободной минутки, чтобы посмотреть на вчерашние бусинки (мои коллеги тоже изо всех сил любопытствуют). А потом снятые с мандрели бусинки весь рабочий день перекатываются в кармане моего рабочего халата и завораживающе позвякивают. И ещё они просто чудесны на ощупь.
Кстати, бывает, что бусина, которая, как мне казалось, должна была получиться очень красивой, наутро оказывается блеклой, кривоватой и неинтересной. И наоборот, казавшаяся средненькой – на следующий день обнаруживает в своей глубине чудесные цветовые переходы. И хотя у меня всё чаще получается задуманная форма и цветовое сочетание, я предполагаю, что такие сюрпризы ожидают меня и тогда, когда мой лэмпворкерский опыт будет исчисляться годами.
Ещё я узнала, что, оказывается, можно влюбиться в какое-то определённое стекло. Первая (и до сих пор самая сильная) влюблённость случилась у меня ещё на первом мастер-классе, когда выбирала род для своей первой бусинки и увидела ivory. Цвет ванильного пудинга меня просто заворожил. Хапнула я эту палочку, хотя преподаватель мне сказал, что это стекло трудное для начинающих. Так что первая моя бусинка в жизни – цвета слоновой кости. А когда я узнала, как замечательно это стекло реагирует с серебром и стеклами, содержащими серебро, я была окончательно покорена. Я до сих пор учусь на этом стекле: терпению, чуткости, спокойствию, чувству меры. Совершенно оно не терпит спешки и перегрева, сразу течет.
Кроме ivory совершенно потрясающими оказались «криптонит» и «слива» от Messy, «морская раковина» от Ветрофонда, «copper green». Но вообще-то мне нравятся все мои стекляшечки, перед началом работы я с удовольствием перебираю разноцветные палочки, выбирая цвета для сегодняшних бусин.
А ещё я столкнулась со странным фактом: часто бусины, которые я считаю откровенно не получившимися, особенно нравятся моим друзьям. Гораздо больше, чем ровные, красивые бусины, которыми я горжусь.
Пока примерно половину, если не две трети, своих бусин я считаю не получившимися. Не выбрасываю, правда, но и не собираюсь их использовать в украшениях. Так, лежат, наводят на идеи.
Мне очень нравится моё новое занятие. Я уверена, что это надолго. И мои украшения уже потихоньку начали покупать – в основном знакомые, но есть и посторонние покупатели. Это ужасно приятно – когда вещи, сделанные твоими руками, нравятся кому-то настолько, что он готов за них заплатить.
Такие дела.